Большой театр — гордость России и один из ее символов. Его изображение известно всем, оно красуется на сторублевой купюре. Название театра — «Большой» стало мировым брендом, а по акустическим качествам он превосходит большинство театров мира. История театральной России неразрывно переплетена с Большим театром в Москве. В советское время в него переводили талантливых артистов со всех уголков страны. За время работы театра в нем было сыграно более 800 произведений. Каждому жителю и гостю Москвы стоит непременно посетить этот храм оперного и балетного искусства.
О театре
Большой театр в Москве — это одна из главных сцен мира. В нем прошёл свое развитие прославленный русский балет, сформировалась музыкально-сценическая школа. Сейчас в составе Большого театра сценно-духовой оркестр, лучшие балетная и оперная труппы, симфонический оркестр.
Во времена СССР более 80 артистов заслужили звание Народных. Театр прославили имена балерин М. Плисецкой, Г. Улановой, М. Семеновой и великих мастеров сцены Е. Светланова, И. Архиповой, И. Козловского, Ю. Григоровича, Е. Нестеренко. Само здание названо памятником архитектуры и лучшим образцом русского классического зодчества.
История
Днём основания театра стало 28 марта 1776 года. В этот день прокурор и завзятый театрал Пётр Урусов получил от государыни Екатерины II одобрение на проведение увеселительных мероприятий (маскарадов, балов, спектаклей) сроком на 10 лет. По непонятным причинам князь решил выстроить театр прямо на болотах, на правом берегу речки Неглинки. Хотя это всего в трёх километрах от Кремля, но москвичи называли этот район гиблым местом. Ходили слухи, что во время эпидемии чумы в 1603 году в болото сбросили тело злодея, который под видом лекаря проникал в дома горожан, убивал их и грабил.
Театр стали называть «Петровский», так как находился он на Петровской площади. За пару дней до своего открытия он сгорел. Горожане шептались, обвиняя во всем неупокоенную душу инфернального «лекаря». После этого Пётр Урусов потерял интерес к строительству и передал свои обязанности предпринимателю Майклу Мендексу, эмигрировавшему из Англии.
Всего за пять месяцев англичанин отстроил на пепелище новое здание, рассчитанное на 1000 зрителей. На тот момент новый театр был в числе самых больших в мире, билеты на постановки стоили недёшево. Он стал очень модным местом, притягивающим знатных москвичей. Но театру тотально не везло, его продолжали преследовать пожары. Основные вехи его непростой судьбы:
- В 1805 театр погиб в огне. Новый построили в 1808 на Арбате по проекту Карла Росси.
- В 1812 здание сгорело в числе других, когда в Москву вошло Наполеоновское войско.
- В 1825 возвели новое 37-метровое здание спроектированное архитектором Осипом Бове. По этому поводу давали пролог «Торжество Муз» на музыку Верстовского и Алябьева. Сюжет в форме аллегории повествовал о возрождении храма искусства из пепла.
- В 1853 году случился новый беспощадный пожар, он начался прямо во время представления оперы «Руслан и Людмила» и продолжался трое суток. Фасады Бове чудом уцелели и были отреставрированы.
- В 1856 году открыли восстановленный театр. Он обрёл своё нынешнее название — «Большой». Автором проекта стал архитектор Альберт Кавос. Он заменил тройку, управляемую Аполлоном на квадригу, а зрительный зал преобразил в гигантскую скрипку. В качестве отделки была использована резонансная ель, благодаря этому зал превратился в деку струнного инструмента. Звук летал и отражался от стен. В театре воцарилось торжество оперы.
- В 1919 году театр хотели закрыть за нерациональное использование выделяемых денежных средств. В итоге закрытие признали экономически невыгодным, но театру урезали бюджет.
- В 1941-м театр подвергся немецкой бомбардировке. Снаряд весом 500 кг пробил стену и разорвался в вестибюле. По счастливой случайности здание не было уничтожено полностью. Бомба не задела колонны и фронтон портика. Восстановительными работами руководил художник П. Коровин. Реставрацию завершили за 240 дней.
- В военные годы (1941–1943) Большой эвакуировали в Куйбышев, там артисты играли спектакли и отдавали средства в Фонд обороны.
- В 2002-м открыли Новую сцену. Событие ознаменовалось премьерной постановкой оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова.
Архитектура
Над сегодняшним обликом Большого театра потрудились два архитектора. Осип Бове в 1820-е годы создал композицию всей Театральной площади в стиле ампирного города-храма. Ее центром стало величественное здание театра в стиле классика.
По своим масштабам оно превосходило все театры Европы, сдавая позиции лишь миланскому «Ла Скала». Строение с восемью колоннами и портиком украшала колесница Аполлона. После пожара 1853 г. сохранились только боковые и главный фасады. Реконструкцией занимался Альберт Кавос. Основные архитектурные решения, определившие узнаваемый облик здания на открытках с изображением Москвы:
- Нижний ярус главного фасада, украшенный рустовкой и пилястрами.
- В верхней части разместились барельефы, изображающие музыкантов и актеров античности.
- Двуглавый орёл в окружении пары грифонов украшает фронтон. Это государственный герб России.
- Массивный белокаменный портик с восемью колоннами выдаётся вперёд. На его фронтоне выделяются барельефные изображения двух муз с лирой. Это Мельпомена и Терпсихора — покровительницы искусств.
- Здание венчает знаменитая квадрига из бронзы под управлением Аполлона. Автор скульптурной композиции Пётр Клодт.
Пятиярусный зрительный зал вмещает 2100 зрителей. Внутренний объём театра удвоился и составил 80 тыс. кв.м. После акустической реконструкции зал зазвучал по-новому. Реконструкция, начавшаяся в 2005 году, продолжалась 6 лет. В 2011 году вновь открылась главная сцена. Художники-реставраторы восстановили росписи в главном Белом фойе. Они выполнены в технике гризайль и выглядят объемными.
Три хрустальные люстры изобилие зеркал дарят ощущение обилия света и пространства. На позолоту интерьеров ушло 4,5 кг золота. Все процессы на сцене компьютеризировали, а сама она увеличилась до объема шестиэтажного здания. Появилась подземная часть и 17 лифтов.
Репертуар
Большой театр в Москве показывает зрителям шедевры зарубежных классиков, русскую классику и произведения, созданные по спецзаказу. Одним из них стала опера Л. Десятникова «Дети Розенталя», получившая признание у зрителей.
Расписание гастролей приезжих театров из России и других стран составляется на несколько месяцев вперёд. Помимо показа оперы и балета в театре организуют фестивали торжественные мероприятия.
Оперный репертуар
Открытие молодого театра в 1777 году ознаменовалось премьерным показом оперы Д. Зорина «Перерождение». К 1840-м на сцене стал преобладать жанр больших опер. Событием государственной важности стала постановка оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя». Музыкальное произведение, посвящённое Ивану Сусанину, стало национальным символом. Его ноты запечатлены на главном занавесе Исторической сцены.
Большим успехом пользуется опера Глинки «Руслан и Людмила», премьерный показ которой состоялся в 1846 году. В 2011 появилась ее вольная интерпретация под авторством режиссера Д. Чернякова.
Современный репертуар Большого представлен классическими операми: «Пиковая дама», «Богема», «Травиата», «Идиот», «Кармен», «Царская невеста», «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Евгений Онегин» и другие произведения.
В детском оперном репертуаре представлены постановки «Билли Бадд», «Байки о лисёнке», «История Кая и Герды»
Подробная информация находится на официальном сайте.
Балетный репертуар
Во второй половине XIX века театр радовал публику знаменитыми балетными постановками на музыку М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, П.Чайковского, Р. Вагнера, Дж. Верди, Ж. Бизе и других известных композиторов.
Классические балетные произведения в современном репертуаре Большого театра в Москве — «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Кармен-сюита», «Баядерка», «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта» и другие.
Произведения авторов нашего времени в соединении с музыкой Л. Десятникова стали основой для балетных постановок «Русские сезоны», «Нуриев», «Ундина», «Пламя Парижа».
Концерты
Для ценителей классической музыки регулярно проводятся камерные и гала-концерты. В афише театра они присутствуют каждую неделю. В залах звучат произведения С. Рахманинова, П. Чайковского, И. Баха, Ж. Равеля, Л. Бетховена, Д. Шостаковича. Зрители могут побывать на вечерах вокала, послушать звучание арфы, виолончели, духовых инструментов, контрабаса. Дети исполнителей Большого дают концерты и играют спектакли в камерном формате.
Залы театра
Во время реконструкции театра в 2000-х были воссозданы многие элементы исторического декора и посетители получили возможность оценить пышность прежнего убранства. Постановки проходят в трёх действующих залах.
Историческая сцена
Обновлённая и компьютеризированная сцена может трансформироваться — становиться наклонной, ступенчатой или горизонтальной. Она составлена из семи подъемно-опускных площадок, каждая из которых имеет по два уровня. После масштабной реконструкции полностью восстановлена ее уникальная акустика.
В оформлении знаменитой сцены и зала преобладают пурпурный бархат и золото. В полукруглом зале, состоящем из амфитеатра, партера, четырёх ярусов, бельэтажа и ложи-бенуар, свободно размещаются 2500 зрителей. В интерьере зала гармонично сочетаются византийский стиль и ренессанс. Кавос пытался создать хорошую акустику. Для этого воплотил несколько необычных решений:
- спроектировал зал в форме скрипки, которая сужается в сторону расположения оркестра;
- обшил панели резонансной елью, предназначенной для изготовления музыкальных инструментов;
- изменил кривизну стен и выпрямил потолок;
- использовал для лепнины папье-маше, этот материал усиливает звук;
- расширил и углубил оркестровую яму;
- создал акустические полости;
- расширил портальную арку сцены, по ширине она сравнялась с залом.
Особо стоит отметить большую люстру диаметром 6,5 метров и массой более двух тонн. Ее изготовили во Франции. Трехъярусная красавица высотой 8,5 метров состоит из 24 тыс. хрустальных элементов. Ей чудом удалось уцелеть во время Второй Мировой войны, когда в здание театра попала бомба.
Со стороны центрального фойе открывается вход в императорскую ложу. Она находится прямо напротив сцены. Ложу поддерживают Атланты из папье-маше. Над ее входом закреплён императорский вензель, принадлежащий Николаю II.
Роскошный парчовый занавес на протяжении 50 лет (1955–2005 гг) оставался главным украшением сцены. После глобальной реконструкции 2005–2011 годов был соткан новый главный занавес из металлизированных нитей, созданных во Франции. Жаккардовое полотно украшают изображения двуглавого орла.
Схема зала
Новая сцена
Здание новой сцены расположено на ул. Большая Дмитровка, дом 4, стр 2. Это рядом с основным зданием Большого театра.
Сцена открылась в 2002 году и принимала все спектакли Большого театра во время масштабной реконструкции. Сейчас там гастролируют российские и зарубежные театры, проходит фестиваль «Золотая маска».
Здание в классическом стиле украшено портиком с четырьмя колоннами и лестницами из мрамора. Роскошно оформленный зал рассчитан на 900 мест. Интерьер выполнен в бело-терракотовых тонах с отделкой из золота. Красивая хрустальная люстра выдержана в одном стиле с люстрой исторического зала. Для оформления сценического занавеса использовались рисунки Зураба Церетели. Основой для росписи потолка стали эскизы Льва Бакста. Техническое оснащение сцены позволяет ей вращаться, подниматься и опускаться. На ней расположена собственная видеостудия с возможностью прямой трансляции спектаклей.
Схема зала
Камерная сцена
В 1972 году российский оперный режиссёр Борис Покровский, много лет прослуживший в Большом театре, основал академический Камерный музыкальный театр. Его репертуар составляли малоизвестные произведения. В 2018 году театр им. Покровского стал Камерной сценой Большого театра.
- Здание расположено по адресу г. Москва, ул. Никольская, дом 17.
Схема зала
Бетховенский зал
Лестница из фойе ведёт в подземный Бетховенский зал, расположенный прямо под фонтаном Театральной площади. Сцена-трансформер, изготовленная по новейшим технологиям, позволяет подстраивать ее форму под проводимые мероприятия. При этом меняется число посадочных мест. Зал вмещает до 330 зрителей. Для перемещения стен, рядов с креслами, поверхности сцены используется специальный стационарный пульт.
Зал оформлен в стиле Людовика XV. Зрители восхищаются итальянской лепниной, стенами в шелках, красивыми хрустальными люстрами. В зале идут детские представления, сольные и камерные концерты. Благодаря специальной звукоизоляции, в нем можно проводить концерты в одно время с представлениями на основной сцене.
Схема зала
Музей театра
Музей Большого театра был открыт в 1918 году. Инициаторами его основания стали Дирекция и Управление гостеатрами. В 1923 году в залах бельэтажа была открыта первая экспозиция. Зрители осматривали ее во время антрактов, сотрудники музея рассказывали о жизни и творчестве балетмейстеров, композиторов, артистов.
Фонды музея постоянно пополнялись, постепенно он дорос до научно-исследовательского центра. Российские и зарубежные исследователи опираются в своих работах на материалы, представленные в музее. Сейчас в нем насчитывается более 200 единиц ценных документов и художественно-исторических экспонатов. Среди них:
- театральный реквизит;
- сценические костюмы, относящиеся к XVIII веку;
- эскизы декораций, выполненные художниками Васнецовым, Коровиным, Головиным, Кустодиевым и другими известными мастерами кисти;
- архивные материалы о музыкантах, артистах, театральных постановках;
- фотоколлекция;
- личные вещи звёзд Театральной сцены — веера, записные книжки, дирижерские палочки и многое другое;
- программы спектаклей и афиши.
Выставки располагайся в фойе, передвижные тематические экспозиции выставляются в других музеях.
- Время работы. Музейные экспонаты можно посмотреть перед спектаклями или во время антрактов.
- Цена билета. Достаточно купить билет на театральное представление.
Дресс-код
В театре нет официального дресс-кода. Одинаково уместны демократичные образы и вечерние луки. Большинство зрителей все же стараются соблюдать театральные традиции. Среди пышных театральных интерьеров человек в спортивной одежде будет чувствовать себя не в своей тарелке и испытывать дискомфорт. А в шлёпанцах, шортах и майке вас вообще могут не пропустить в зал.
Экскурсии
Полуторачасовые экскурсии знакомят с архитектурой и историей Большого театра.
- Стоимость билета – 1500 руб.
- Льготные билеты по 500 руб. предназначены для пенсионеров, школьников от 14 лет и студентов.
- Группам от 5 до 15 человек предоставляется экскурсовод. Экскурсии проводятся по вторникам, средам и пятницам. Начинаются они в 11:00 и 11:30.
Где находится
Большой театр расположен в самом центре Москвы, на Театральной площади. Это совсем недалеко от Кремля и ЦУМа.
Адрес: г. Москва, Театральная площадь, дом 1.
Новая сцена ГАБТ расположена по ул. Большая Дмитровка, дом 4, строение 2
Как добраться
- До театра очень легко добраться любым видом транспорта:
- На метро. Доехать до станции «Театральная», там есть указатель на выход к Большому театру. Доехав до станции «Охотный ряд», нужно найти выход к Театральной площади. Станция «Александровский сад» имеет выход на Красную площадь, оттуда всего несколько минут ходьбы до ГАБТ.
- Наземный транспорт. До остановки «Театральная площадь» ходят автобусы №№ 101, 144, 904 и маршрутные такси м10 и м2.
- На собственном автомобиле. Двигаясь по улице Моховой, выехать на Театральную площадь. На Театральный проезд можно попасть через улицу Тверскую при движении в сторону центра. Чтобы попасть прямо к театру, нужно проехать по улице Петровка с односторонним движением. Парковка платная — 100 руб./час.
- На такси.
- С экскурсией.
Режим работы
Билеты продаются в нескольких кассах театра:
- Административное здание ГАБТ на ул. Большая Дмитровка, дом 2, открыто все дни недели. Часы работы 11:00–20:00, технический перерыв начинается в 15:00 и продолжается один час.
- Здание Исторической сцены (12 подъезд) работает все дни недели с 11:00 до 20:00. В 16:00 начинается двухчасовой перерыв.
- Помещение Новой сцены открыто каждый день с 11:00 до 20:00, в 14:00 закрывается на часовой перерыв.
- Касса, расположенная в здании ГУМа, работает каждый день с 11:00 до 20:00.
Цена билета
Покупать билеты лучше заранее и только в кассах Большого театра, на его сайте или у официальных распространителей. Сделки с частными лицами иногда заканчиваются покупкой недействительных билетов.
Посещение Большого театра доступно для всех слоев населения. Ходят байки, что стоимость билетов доходит до 100 тыс. руб, но это неправда.
Ценовой диапазон расположился в пределах от 200 до 15000 руб. Самые дешевые билеты на стоячие места предназначены для зрителей 16–25 лет. Так реализуется специальная программа «Большой — молодым». Билеты для молодежи начинают продаваться за час до представления.
Самая высокая средняя цена отмечена на балетные представления, проходящие на Исторической сцене (7600 руб.). Дешевле всего получится посетить концерт в Бетховенском зале, средняя стоимость – 606 руб.
Стоимость билетов в партер может быть выше, чем в амфитеатр и бельэтаж, хотя видимость и слышимость там намного лучше. Самые дешёвые билеты продаются на балкон, но там потребуется бинокль. Места в ложе — это неоправданно дорого. Идеальный обзор открывается только из царской ложи.
Где купить билеты
Приобрести билеты можно на официальном сайте или на сайте-партнере Kassir.ru.
Посмотреть афишу
Посмотреть актуальную афишу можно по ссылке.
Фото
Видео
Отзывы
Посетившие Большой театр обратили внимание на роскошное убранство Исторического зала, театральную люстру, впечатляющую своей красотой и размером, чудо-трансформер — Бетховенский зал. Гостей впечатлил расписной плафон люстры, с высоты которого музы и Аполлон наблюдают за всем происходящим в храме искусства и оберегают его.
Многим зрителям понравилась познавательная полуторачасовая экскурсия по театру и волшебные акустические эффекты. Всех впечатляет балет Щелкунчик, обилие шикарных костюмов и декораций, мастерство исполнителей. Многие отмечают, что здание Большого театра превосходит по красоте большинство театров мира.
Отрицательных отзывы связаны с приобретением и возвратом билетов. Для части зрителей это показалось сложным.
Большой театр в Москве приглашает зрителей окунуться в мир прекрасного, знакомит с шедеврами мирового музыкального искусства. На его сцене сформировались эстетические каноны оперы и балета. Большой можно сравнить с живым культурным организмом, который развивается вместе с обществом и реализует на своей сцене новые идеи.