Метрополитен в Москве: самые красивые станции, схема метро, расписание поездов

Метрополитен в Москве

Любой приезжающий в столицу может соприкоснуться с историей последнего столетия Москвы, представленной выдающимися образцами оформительского и архитектурного искусства. Стоит только спуститься в метрополитен Москвы и очутиться в роскошных поземных станциях-дворцах, которые известны во всем мире.

О метро

Разветвленная сеть линий метро расположена в Москве и частично захватывает область. По интенсивности пассажиропотока московский метрополитен на шестом месте в мире, а по протяженности путей занимает четвертую ступеньку на планете и первую в Европе. Общая длина путей сети метрополитена составляет — 435,7 км, а количество эксплуатируемых вагонов — 5956 шт., которые формируются в составы по 3–8 единиц.

История

Первые замыслы о создании московской подземки появились в Российской империи в 1875 году с плана инженера В. Титова. Но проекту не удалось реализоваться. Реальная история начнется гораздо позже уже в советскую эпоху:

  • В декабре 1935 года начали строить первую станцию рядом с Сокольниками.
  • Май 1935 года ознаменовался открытием первой очереди из 4-х станций: «Сокольники», «Охотный ряд», «Парк культуры» и «Смоленская».
  • Вторая очередь включала пересечение Москвы-реки, для чего был сооружен первый метромост, строительство велось с 1935 по 1938 гг.
  • До начала Великой Отечественной войны ввели в эксплуатацию еще две линии. Поезда метро перевозили уже 14% от общего числа пассажиров городского общественного транспорта.
  • Во время войны глубокие станции спасали москвичей, они служили бомбоубежищами.
  • Проектировка и строительство новых станций начнется уже в 1941 году, как только врага отбросили от столицы.
  • С 1950 по 1954 гг. строилась кольцевая линия, которая дала возможность доступа к семи вокзалам Москвы.
  • Прокладка путей и строительство новых станций продолжается до сих пор с расширением границ столицы.

Сначала метрополитен был назван в честь Л.М. Кагановича первого секретаря Московского комитета ВКП(б), непосредственными усилиями которого проект был осуществлён. Но в ноябре 1955 года был переименован и стал носить имя В.И. Ленина. После распада СССР под эгидой борьбы с советским наследием, некоторые станции лишились соответствующей надписи, но в 2016 году распоряжением начальника метрополитена везде вернули слова: «Метрополитен им В.И. Ленина».

Самые красивые станции московского метро

Первые станции метрополитена несли в своем облике глубокую идеологическую нагрузку. Созданию каждой из станций уделялось огромное внимание, привлекались самые именитые строители, архитекторы, скульпторы, мастера по камню, а за процессом следил сам вождь народов.

Со всего Советского союза стекались в столицу реки из разнообразных минералов и отделочных камней, все должно было выглядеть умопомрачительно красиво и помпезно.

Но и более поздние и современные станции не прекращают удивлять элегантностью, современным стилем и мастерством профессионалов, создающих подземные творения.

Авиамоторная

Метрополитен в Москве

Авиамоторная относится к станциям глубокого заложения, ее сводчатая платформа расположилась на 53 метра ниже уровня поверхности. Движение поездов на станции началось 30 декабря 1979 года.

Разработкой проекта занимался известный архитектор А.Ф. Стрелков. При проектировании рабочее название станции было «Новая», по одноименной платформе, расположенной неподалеку, но в итоге было решено назвать станцию «Авиамоторная» с отсылкой на такое же название близлежащей улицы и находящемуся рядом Центральному Институту Авиационного моторостроения. Весь дух станции пронизан развитием авиамоторостроения СССР.

Трехстворчатый зал станции обрамляют 30 внушительных колонн, расположенных в два ряда по обеим сторонам, декоративные решения выполнены в стиле позднего ар-деко. Цветовая гамма станции выдержана в светлых, теплых тонах, облицовка выполнена из мрамора коелга. Пол выстлан плитами серого мрамора светлых оттенков. Скульптурные композиции поддерживают основную стилевую линию, элементы летательных аппаратов несут нагрузку декоративных деталей, а парящий Икар на сверкающем панно, как напоминание человечеству с чего начиналось освоение воздушного пространства.

Линия: Калининская

Арбатская

Метрополитен в Москве

Одна из центральных станций московской подземки. Открыта в апреле 1953 года вместо утраченной во время воздушных бомбардировок 1941 года одноименной станции, построенной в 1935 году.

Новая Арбатская станция значительно глубже (41 м), чем ее предшественница (7,5 м) и солиднее по размерам, что обусловлено не только объемным пассажиропотоком в центре города, но и стратегическим значением. Такая станция может выдержать мощный по силе удар и защитить большее количество людей, если ей снова придется стать бомбоубежищем.

Архитектурный стиль, использованный в декорировании станции — московское барокко, актуальный в России  конца 17 и начала 18 веков.

Гранитный пол похож на чудной красоты ковер. Сводчатые потолки украшены изысканной лепниной. Арки, обрамленные низкими панелями бордового гранита, соединяются под потолком, как будто удлиняют пространство зала, раздвигая пространство. Бронзовые люстры с матовыми белыми плафонами уютно рассеивают свет, не ослепляя, но подчеркивая всю витиеватую роскошь общего колорита станции.

Линия: Арбатско-Покровская

Достоевская

Метрополитен в Москве

Название станции связано с именем великого и всемирно известного писателя. Дом-музей Федора Михайловича Достоевского расположен на одноименной улице, ведущей к наземному входу метро. Работы по строительству начались в конце 80-х годов прошлого столетия, но завершить и открыть станцию удалось лишь в июне 2010 года.

Внутреннее декорирование «Достоевской» было поручено художнику-монументалисту И. Николаеву, автор вестибюля архитектор Д. В. Гурский. Оформление интерьеров иллюстрациями из четырех известных романов писателя «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Преступление и наказание» вызывает противоречивую реакцию, а споры об уместности выбранных эпизодов продолжаются до сих пор. Навеянные драматическими мотивами темы Ф.М. Достоевского для воплощения в мозаике содержат, в том числе, и сцены насилия. Художник принял решение не отходить от глубины трагизма произведений писателя, по его выражению «Если браться за тему Достоевского, то нужно соответствовать глубине и трагичности его творчества». Однако, не смотря на неоднозначность художественного восприятия, авторы проекта получили литературную премию за «актуальность и необычное прочтение».

Линия: Любли́нско-Дми́тровская линия

Киевская

Метрополитен в Москве

Трио станций с одноименными названиями соединены переходами с пересадками и расположены на разных линиях, а своим именем они обязаны Киевскому вокзалу находящемуся поблизости. Движение поездов для пассажиров началось в марте 1954 года. Глубина заложения объекта 53 м, относится к пилонному типу станций. Киевская последняя из первой кольцевой линии, её строительство замкнуло окружность.

У занявшего пост первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева было особое отношение к Украинской Республике, поэтому и оформление станции самое пышное и красочное на всей кольцевой линии. Декорирование олицетворяет неразрывную дружбу двух народов, руководил архитектурно-проектными работами заслуженный архитектор УССР Е. И. Катонин.

Линия: Кольцевая

Комсомольская

Метрополитен в Москве

Названа станция Комсомольская по имени своей тезки площади, которая располагается над ней. Торжественное открытие состоялось в январе 1952 года.  Комсомольская относится к числу глубокого заложения  —37 м, длина станционного зала – 190 м, ширина нефа приближается к 11,5 м. А еще у «Комсомольской» необычайно высокие своды, достигающие 9 м, как правило, высота потолка станций московского метро — 5,5 м. Последние два параметра делают станцию самой большой из колонных станций Москвы. Конструкционным новаторством стало размещение одновременно четырех параллельных эскалаторов, до этого величина проходов позволяла установить только три.

Поскольку Комсомольская площадь является символическими воротами  Москвы, ведь на ней расположены три вокзала:

  • Ярославский;
  • Ленинградский;
  • Казанский.

К убранству станции отнеслись с особым воодушевлением и трепетом. Главным архитектором проекта выступил знаменитый А. В. Щусев. Стиль станции демонстрирует торжество сталинского ампира, который сочетает монументальный классицизм, грандиозную помпезность, классический ампир и московское барокко.

68 восьмигранных колонн придают лёгкость желтому сводчатому потолку, богато украшенному лепниной с растительным орнаментом.  На потолке расположены восемь мозаичных панно художника портретной живописи Павла Корина символизирующих триумф побед России на полях сражений. На панно из смальты и самоцветных минералов просматриваются образы Дмитрия Донского, Александра Невского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Михаила Кутузова и Александра Суворова, советских воинов-победителей.

Линия: Кольцевая

Маяковская

Метрополитен в Москве

Согласно первоначальному плану станция должна была носить название «Триумфальная площадь», так называлась площадь над ней. И проектировал станцию архитектор С. М. Кравец, отталкиваясь от высокопарного названия в направлении итальянского Ренессанса. Однако на стадии разработки площадь переименовали, и подключившийся к проекту архитектор А. Н. Душкин внес существенные изменения. В художественных решениях станции стали просматриваться авангардные нотки ар-деко и хай-тека, несмотря на общую композиционную линию в стиле «сталинской неоклассики».  Вестибюль украшает бюст пролетарского поэта В. Маяковского, в честь которого были переименованы площадь и станция.

Станционный зал поражает легкостью и стильностью конструкций, на сводчатом потолке размещены 34 ниши, в окружность каждой из которых вписаны по шестнадцать бра. Мозаичные панно на белом потолке, выложенные из смальты, знаменитым советским художником-живописцем Александром Дейнеки под общим мотивом «Сутки советского неба». Колонны и арочные проемы обрамлены лентами из нержавеющей стали. Такая деталь была использована в оформлении станций московского метро впервые.

Станция была открыта в сентябре 1938 года, а в ноябре 1941 года на платформе с докладом выступал И.В. Сталин перед депутатами и партийными деятелями.

Линия: Замоскворецкая

Новопеределкино

Метрополитен в Москве

Станция нового поколения, открыта в августе 2018 года. Для оформления станции объявили международный конкурс. Тендер выиграло бюро архитектора Е. Леонова. Художественное оформление «Новопеределкино» — это современная имитация русского народного зодчества. Дизайн стилизован под убранство средневековых палат и теремов, которые возводились в Москве в ту ушедшую эпоху.

Линия: Солнцевская

Новослободская

Метрополитен в Москве

Станция очаровывает уже с наземного холла, внешне похожего на античный храм. Станция глубокого заложения 40 м. 32 цветных витража вмонтированных в пилоны эффектно подсвечены изнутри, создают ощущение дворца из сказок и легенд. Пилоны, арки и стены зала выложены уральским мрамором песочных оттенков и окаймлены золоченой латунью. Автор проекта мечтал сотворить «что-то сказочное, декоративное», что ему удалось в полной мере.

Станция открылась в январе 1952 года, проект выполняли: знаменитый архитектор, уже участвовавший в создании метро А.Н. Душкин и начинающий архитектор-проектировщик А.Ф. Стрелков.

Линия: Кольцевая

Парк Победы

Метрополитен в Москве

Кросс-платформенная «Парк Победы», с особым методом пересадки, когда последняя осуществляется переходом на противоположную платформу была открыта в мае 2003 года. Станция рекордно глубокого заложения 73,6 метра, на такой глубине на московском метрополитене станций пока нет. Планка первенства у Парка Победы и по длине эскалатора — 126,8 м, время для поездки на котором займет 3 минуты.

Тема оформления станции перекликается с Парком Победы, расположенным над ней. Декоративные панно на торцах зала посвящены победе в Отечественных войнах 1812 года и 1941-1945 гг.. Однако при прокладывании второго выхода в 2015 году панно в честь победы в ВОВ было демонтировано. Но декоративная работа, украшающая восточный торец, художника З.К. Церетели, к счастью, уцелела. Работа выполнена в технике эмали по металлу. Стоит отметить, что достоверность деталей, элементов экипировки, военной символики подвергается критике историками.

Оба зала выложены серыми и коричневыми плитами из отделочного камня зеркально отражают друг друга. В некоторых плитах отделки можно разглядеть целую коллекцию окаменелых доисторических моллюсков и других древнейших организмов подводного мира, проживавших на нашей планете миллионы лет назад.

Линия: Арбатско-Покровская и Солнцевская

Площадь Революции

Метрополитен в Москве

Для пассажиров станция «Площадь Революции» открылась еще до войны в марте 1938 года, а гораздо позднее ей присвоили статус выявленного культурного наследия. Как и целый ряд других станций «Площадь Революции» проектировал архитектор А. Н. Душкин.

Идеи революционной борьбы и становления нового государства автор проекта хотел выразить в конгломерате архитектуры и скульптуры. По углам пилонов, в проемах арок, на небольших пьедесталах установлено 76 бронзовых фигур, выполненных ленинградскими мастерами под началом скульптора М. Г. Манизера. Они представляют 20 образов от солдата революции до юных пионеров и повторяются в 4 экземплярах. По проекту скульптур было 80, но в связи с переделкой станции и созданием гермозатвора четыре фигуры были демонтированы.

Арки обрамлены мрамором, который вырезался из цельных кусков по специальным лекалам, цоколи пилонов отделаны черным с желтыми прожилками мрамора из Армении. Пол выложен черными и серыми плитами из гранита и габбро.

Линия: Арбатско-Покровская.

Славянский бульвар

Метрополитен в Москве

Распахнувшая свои двери в сентябре 2008 года станция создана в стиле модерн (ар-нуво). И хотя она именуется Славянским бульваром, однако деталями интерьера напоминает улицы французской столицы. Работал над декором станции российский художник-монументалист И. Лубенников, вдохновленный парижскими входными павильонами Эктора Гимара. Черно-белую цветовую тенденцию «Славянского бульвара» элегантно дополняют зеленые растительные нотки в оттенках. Деревья-столбы со скрученными вокруг своей оси стволами выполняющие функцию светильников.

Линия: Арбатско-Покровская.

Тропарево

Метрополитен в Москве

Общим мотивом в убранстве станции стал Тропаревский лесопарк, в зоне которого расположена станция.  На глубине 12 метров авторы проекта разбили диковинный сад. Художественная концепция интерьера — стройный ряд искусственных деревьев цвета металлики, увенчанных раскидистыми кронами. Блестящие деревья не просто выполняют декоративную функцию, они играют роль больших светильников. В сверкающие ромбовидные пластины имитирующие листья включены светорассеивающие лампы, источающие мягкий умеренный свет. Зеркальные экраны на путевых стенах отражают растения-торшеры создавая ощущение бесконечности необычного леса.

Линия: Сокольническая

ЦСКА

Метрополитен в Москве

Оформление станции подчинено единой тематике — спорту и клубу ЦСКА. Название станции и его архитектурный лейтмотив были разработаны при непосредственном участии болельщиков, которые вышли с обращением к мэру Москвы. Такое желание увековечить ЦСКА связано с находящимися поблизости спортивными объектами клуба.

Колорит цветовой гаммы декора станции — синий и красный, цвета Центрального Спортивного Клуба Армии. Черные и светло-серые путевые стены эффектно оттеняют интерьер. Зал украшен символикой клуба, скульптурными и декоративными изображениями различных видов спорта. Бронзовые скульптуры имеют прообразы легендарных спортсменов клуба.

Линия: Большая кольцевая.

Шелепиха

Метрополитен в Москве

Новую, открытую в феврале 2018 года станцию «Шелипиха» отличает яркость желтого оформления потолка, напоминающего яркий свет солнечным днем. Панно в эскалаторном зале отсылает к живописи М. Шагала и вкупе с никелированным и бело-черным дизайном создает современный, лишенный излишней помпезности интерьерный стиль.

Белые колонны, выполненные в «неправильной» форме, визуально приподнимают потолок, расширяя пространство станционного зала.

Линия: Большая кольцевая линия.

Электрозаводская

Метрополитен в Москве

Монументальная архитектура советского прошлого призвана была прославлять достижения тружеников разных направлений. Открытая в мае 1944 года станция Электрозаводская своими барельефами и скульптурным оформлением (скульптор Г.И. Мотовилов) вестибюля демонстрирует и возносит людей труда и науки.

Пилоны декорированы светлым мрамором и оформлены архитектурными деталями триглифами, карнизами и двенадцатью барельефами. Свод потолка украшают 318 светильников, вмонтированных в специальные углубления. Пол вымощен светло-серыми гранитными плитами.

Линия: Арбатско-Покровская.

Часы пик в метро

Часы пик в московской подземке  наступают в утренние и вечерние часы. Ориентировочно с 10:30 и до 16:30 пассажиропоток заметно ослабевает. Отправляясь в поездку в часы пик необходимо прибавить к ожидаемому времени на дорогу лишние минут 10. Очереди на эскалатор, проход через рамку металлоискателя и обязательный досмотр ручной клади может затянуться из-за возросших в это время очередей.

Расписание поездов

Актуальное расписание поездов можно посмотреть по ссылке.

Как добраться

  • Самостоятельно

Система московского метрополитена насчитывает 345 станций на разветвлённой схеме, охватывающей практически весь город.  До каждой из станции можно добраться на городском общественном транспорте, номера маршрутов доступны  в интернет пространстве на соответствующих информационных сайтах. Доехать до необходимой станции метро можно и воспользовавшись удобным сервисом вызова такси или на личном транспорте с помощью навигатора.

  • С экскурсией

Режим работы

Все станции московского метро открываются в 05:30 и закрываются в 01:00.

Цена билета

Стоимость 1 разовой поездки по тарифу «90 минут» стоит 61 руб. Приобретая карту «Тройка», которую можно применять во всех видах общественного транспорта, 1 поездка будет стоить  46 руб. Подробнее со всеми тарифами можно ознакомиться на официальном сайте московского метрополитена.

Интересно! Можно приобрести силиконовый браслет, а также кольцо с функционалом карты «Тройка».

Схема московского метро

Фото

Видео



Отзывы

Отзывы горожан и гостей столицы во многом схожи и повторяют друг друга «Чисто, безмерно красиво, очень удобно, формы оплаты предусмотрены идеально, новые вагоны с кондиционерами, чувствуется забота о людях» Негативные отзывы, как правило, связаны с некорректной работой персонала метрополитена.

Уникальный подземный город покоряет своим великолепием и мастерством. Здесь можно познакомиться с различными архитектурными, живописными и интерьерными стилями. В подземных дворцах собраны настоящие шедевры скульптуры, декоративно-прикладного искусства, лепнины, мозаики, чеканки. Чтобы насладиться этим торжеством красоты выраженной в камне и металле стоит спускаться в метро поздно вечером или в самом начале утра, когда тишину станционных залов нарушают лишь редкие пассажиры.

Оцените статью
Ваш проводник по Москве
Добавить комментарий